Брендинг для ресторана —

Зачем он нужен?
Ресторанный бизнес — сфера с действительно высокой конкуренцией
Как привлечь посетителей в свой ресторан или кафе, когда вокруг несчётное количество мест, где можно поесть, перекусить, позавтракать, захватить с собой ароматный кофе, устроить шумный банкет или заказать доставку для тихого семейного вечера? И, самое главное, как сделать так, чтобы они хотели возвращаться к вам ещё и ещё? Хороший брендинг несомненно поможет в этом.
После тяжелого ковидного 2020-го, отрасль потихоньку снова встаёт на ноги. Правда, по результатам многих исследований, ресторанный бизнес всё ещё имеет самый высокий показатель неудач среди предприятий розничной торговли и в сфере услуг. Когда ресторан создаёт узнаваемый бренд, он может рассчитывать на лояльность своих клиентов и "сарафанное радио".
Создать работающий брендинг для заведения общественного питания не так легко, как может показаться на первый взгляд. Это гораздо больше, чем просто милый современный логотип. Это не только привлекательная вывеска или меню с аппетитными фотографиями. Создание бренда, который действительно найдёт отклик в сердцах ваших клиентов и заставит их возвращаться, требует большой и кропотливой работы, но награда велика — устойчивый бизнес с лояльной клиентской базой.
Ресторану тяжело добиться лояльности — очень разные вкусы и предпочтения у клиентов.
Наличие тщательно продуманной бренд-стратегии побуждает ваших посетителей положительно относиться к вашему заведению, даже если периодически они сталкиваются с не самым приветливым официантом, или однажды ужин оказывается не настолько вкусным, чем обычно. Это и есть магия хорошего ресторанного маркетинга.
Но что на самом деле такое ресторанный бренд? Прежде всего, необходимо разделить понять, чем визуальная айдентика или фирменный стиль отличается от брендинга. Первое — это то, как ресторан выглядит, его логотип, оформление меню и других рекламных носителей, tone of voice. Брендинг же помимо всего выше перечисленного включает в себя восприятие вашего бизнеса в целом. Это то, как вы хотите, чтобы ваши клиенты запомнили вас. То, какой эмоциональный отпечаток заведение оставит в их сознании.
Уникальный бренд — один из самых ценный и важных аспектов вашего бизнеса. Он, словно компас, которым в дальнейшем вы будете руководствоваться при принятии решений, чтобы в любой ситуации оставаться верным видению, ценностям, миссии и целям вашего ресторана. Давайте рассмотрим, как создать ресторанный бренд, шаг за шагом.
ШАГ 1. Разработка миссии бренда
Каждый известный ресторан начинается с истории, с причины своего появления в отрасли. Конечно, любому заведению нужно время, чтобы проработать свою миссию и основные ценности. Итак, начнём наш пусть с с ответов на следующие вопросы:
  1. Кто вы?
  2. Что вы делаете?
  3. Для чего вы это делаете?
  4. Чего вы надеетесь достичь?
  5. Как вы собираетесь достичь этой цели?
Ответы на эти простые вопросы и дадут вам первое представление о вашем будущем бренде. Запишите их, вероятнее всего, вы будете обращаться к ним снова на всём протяжении разработки.
Миссия бренда должна стать основой культуры, атмосферы вашего заведения, благодаря которой клиенты, сотрудники, окружение построят отношение с брендом. Миссия должна быть точной и целостной, отражать уникальные перспективы вашего ресторана. Достаточно пары предложений, которые донесут вашу мысль об этом.
Решая, какова же она, миссия вашего заведения, подумайте о своих будущих клиентах. Как и почему вы их обслуживаете? Почему вы решили подавать именно эти блюда, работать в рамках определённой кухни, и почему им это не безразлично? Ваши цели и то, как они будут влиять на клиентов, также важны с точки зрения миссии бренда.
Например, цель «Макдональдс» звучит так:
«Быть лучшим в мире рестораном быстрого обслуживания».
То есть, их рестораны должны быть лучшим местом, где посетители в чистой, приятной обстановке могут всегда получить вкусные, свежие блюда по доступной цене, и быстрое, дружелюбное обслуживание. Такова миссия «Макдональдс».
ШАГ 2. позиционирование бренда
Теперь, когда вы знаете ответы на вопросы "Почему?" пора перейти к вопросам "Что?" и "Где?". Это и будет позиционированием бренда, то есть, чем он отличается от конкурентов и чем привлекает свою аудиторию. Позиционирование позволяет вам эффективно доносить свои ценности до потенциальных клиентов. Здесь нам нужно определиться с 4 основными моментами:
  1. Цена
  2. Продукт
  3. Продвижение
  4. Место
При разработке позиционирования бренда полезным инструментом может быть модель Lean Canvas, это такой своеобразный шаблон для построения бизнес-модели. Lean Canvas позволяет быстро описать свою задумку. Обязательно изучите этот инструмент, если хотите легко решить задачу по позиционированию.
Ключевой аспект позиционирования — определение вашего места на рынке. Сфокусируйтесь на меню и идее заведения. Насколько хорошо они найдут отклик у потенциальных посетителей в вашем районе? Сосредоточитесь на сильных и слабых сторонах вашей концепции, возможностях развития и конкуренции. Не бойтесь искать ответов и вне команды, спросите людей вокруг, какие заведения в вашем районе они посещают и почему, ведь именно эти люди в будущем должны будут предпочесть ваш ресторан другому.
ШАГ 3. Голос вашего бренда
Настало время ответить на вопрос "Как?". Здесь вступает в игру голос вашего бренда или tone of voice. Это очень важный аспект, который делает ваш бренд уникальным. То, как вы обращаетесь к людям, как взаимодействуете с потенциальными, новыми и уже существующими клиентами, отражает личность вашего бренда и тот эмоциональный отклик, который он вызывает у вашей аудитории.
Представьте, что ваш бренд — человек. Какой он? Опишите его несколькими словами, например, живой, энергичный, весёлый. Затем подробно остановитесь на каждом определении, пока не получите полное представление о его личности. Как только вы узнаете его, как только почувствуете, к какому типу "людей" относится ваш бренд, вы легко поймёте как именно он должен общаться с миром.
Помните, что голос вашего ресторана должен звучать не только в рекламных материалах или соцсетях. Меню, например, тоже "разговаривает" с вашими клиентами. Если ваш бренд жизнерадостный весельчак, не делайте меню скучным и заунывным, попробуйте придумать что-то забавное и интересное, что вызовет улыбку у ваших посетителей.
Например, сеть "Теремок" обращается к клиентам сударь или сударыня, как в заведении, так и в соцсетях, а на упаковке с солью вы прочтёте: «Теремковская соль — добавить изволь».
ШАГ 4. Визуальный стиль
Несомненно, визуальный стиль играет огромную роль в становлении вашего бренда. Здесь нам нужно графически отобразить вашу миссию, ценности, личность вашего бренда, то, что при этом будет выделяться и хорошо запоминаться, ведь именно это увидят ваши потенциальные клиенты, ещё не успев прочитать название.
Визуальная айдентика — это гораздо больше, чем логотип и фирменный бланк. Это и вывеска, и форма ваших сотрудников, и дизайн интерьера с множеством разных мелочей, указывающих на уникальную эстетику и культуру вашего заведения, и меню, и рекламные материалы, и множество других носителей фирменного стиля.
Создайте доску настроения, которая визуально отражает всё то, что было описано в предыдущих шагах. Это поможет разработать общую концепцию, а затем шаг за шагом создать все основные носители, которые понадобятся вам на первых порах.
ШАГ 5. Создайте брендбук
При взаимодействии с аудиторией вы каждый раз хотите укрепить с ней отношения. Независимо от того, как вы взаимодействуете со своими клиентами, онлайн (на сайте, в соцсетях или чатах) или офлайн (через меню, рекламные материалы или униформу) — действия вашего бренда должны быть последовательны. Вы никогда не будете знать, где и как потенциальные клиенты впервые столкнутся с вашим брендом, и вы должны быть уверены, что не зависимо от канала коммуникации они узнают и запомнят вас.
Именно здесь приходит на помощь брендбук или руководство по использованию бренда и фирменного стиля. Это — свод основных правил, документ, в котором описывается концепция, миссия и позиционирование, голос бренда, в котором приведены правила и стандарты использования логотипа, палитры, шрифтов и фирменной графики, показаны основные носители. Цель брендбука — максимально близко познакомить с брендом как вашу команду, так и ваших партнёров. Это поможет вам всегда оставаться в рамках своей концепции.
Это всё, что мы смогли уместить на эту тему в не слишком длинный, но всё-таки лонгрид.
Пожалуй, хочется только добавить, что бренд не может стоять на месте, он должен меняться со временем. Брендинг — это не про разовую работу, "сделал и забыл" — тут так не получится. Думайте о брендинге как об отношениях со своими клиентами, которые надо поддерживать и развивать.
И ещё, всё, что описано выше, конечно, не сработает, если вы не подкрепите это действительно качественным продуктом и обслуживанием. Ваш бренд силён настолько, насколько силён его самый слабый компонент.